Russkiivopros
No-2003/3
Author: Виктор Коган-Ясный

ДОШ ПО-ЧЕЧЕНСКИ ОЗНАЧАЕТ «СЛОВО». О НОВОМ ЖУРНАЛЕ ДОШ

     Чечня – это, на виду, война, гибель людей, разруха, страдания, это звериная жестокость преступников и террористов, цинизм, не знающий границ, это плач над всеми жертвами, который через телевизор воспринимается уже как ритуальный. Чечня – это казуистика политико-правовых определений, международных резолюций, это пи-ар случайных людей и одиозных персоналий сегодняшней истории. Мы давно привыкли уже, в рамках темы Чечни, к роли заложников ситуации, военно-политических муравьев, на которых откуда-то очень свысока смотрит «масштаб государства», «знамя свободы», «масштаб истории». Но, во-первых, хочется, все-таки, пожить здесь и сейчас и успеть высказаться негромко, но искренне. А, во-вторых, государство и история – вещи не абстрактные, и их критические проблемы лежат не совсем там, где на них по телевизору указывают с трибун конгрессов и пресс-конференций. И Чечня как пример угрозы каждому из нас – самый кричащий и очевидный пример, но не частный и не единственный. Экономический рост носит условный и сырьевой характер, рвутся коммуникации, десятки тысяч людей разных национальностей уходят из армии и силовых структур в социальное никуда, оставаясь со своими представлениями о жизни, о силе и со своим умением стрелять и взрывать. На улицы и телеэкраны сознательно выплескивают споры о том, чья религия лучше, - в стране, где лишь процентов пять граждан активно верующие, но зато миллионы вчерашних советских атеистов уже готовы растерзать нового «врага», записав себя в духовные наследники дедов и прадедов. Советский Союз, при всем его лицемерии, держался на ежеминутно декларируемом интернационализме. Практика жизни в СССР была от этого весьма далека, но, по крайней мере, в этом было запрещено признаваться, национализм не имел пропагандистского звучания и не спускался на уровень толпы. Инерции советского интернационализма хватило и на десять лет независимой России, - несмотря на две войны и все пройденное за эти годы. Сейчас ситуация готова стремительно измениться в любой момент. В любой момент национализм и местничество готовы взять верх, наверное, повсюду. Путин своей властью там, где может, подавляет самые грубые проявления таких тенденций (хотя реальных политических мер по их преодолению в стране практически не принимается). И, появись на его месте человек иных национальных убеждений или просто совсем инертный, Россия и постсоветское пространство может балканизироваться, через лозунги толпы «Россия для русских», «Москва для москвичей», «Чечня для чеченцев», «Башкирия для башкир» или «Нижний Тагил для своих». Настроения постсоветской массы везде примерно одинаковы, будь то регион относительно благополучный, или же нищающий, или полностью разоренный, и вышедший на информационную поверхность «эффект Туркменбаши» поражает своей универсальностью.
     Группе людей из Чечни и из Москвы представилось необходимым через попытку издания нового журнала «Дош (слово)» напомнить о нашем человеческом единстве, как бы политики и военные не решали военно-политические вопросы сейчас и через десять лет. И еще напомнить о том, что представители любого народа, любой территории могут и должны мыслить глобально, и если русским не зазорно думать о судьбе, скажем, Палестины, а американцам задумываться о России, то чеченцы тоже имеют, что сказать не только о Чечне, но и об Америке, Европе, России или, например, Ближнем Востоке. Мысль и слово убить легко, возрождаются они с трудом, но, если этим не заниматься, мы все обречены слышать только грубые команды и грохот взрывов.
     Дош по-чеченски означает «слово», но это больше, чем просто «слово» в узком смысле. И говорит это издание, пока что очень скромное, на русском языке. В нем говорят разные люди, публицисты, правозащитники, политики, помещены материалы серьезных исторических исследований и воспоминаний, касающихся революции 1917 года и Великой Отечественной войны. Журнал не разделяет, а объединяет людей. Материал поисковика и военного архивиста Степана Кошурко рассказывает о подвиге защитника блокадного Ленинграда летчика Даши Акаева и, кстати, сильно противоречит мифам о чеченцах. Из «Вопросов истории» взят фрагмент воспоминаний идейного соперника Сталина по большевистской партии Александра Шляпникова, который, оставленный не у дел перед своим арестом, написал правдивые свидетельства участника и очевидца событий, которые, начавшись в 1917-18 годах, развивались очень локально, но в итоге перевернули весь мир. Кроме этого – очерки и интервью, стихи, бескорыстный вклад в журнал очень разных людей, которые могут быть вместе и на его страницах, и в жизни и которые не хотят, чтобы над их неспешным словом взял верх клич фашиствующей толпы.